Федеральный закон N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» был принят 4 июня 2018 года. Однако тогда он вступил в силу не в полном объеме. Его действие постепенно распространялось на отдельные виды финансовых организаций.
Начиная с января 2021 года, порядок рассмотрения дел распространен на все виды субъектов, а именно на споры гражданина с банками, ломбардами, кредитными кооперативами, негосударственными ПФ, страховыми компаниями. Он предусматривает обязательное досудебное урегулирование.
Процедура разрешения споров с указанными организациями будет выглядеть следующим образом:
Направление письменной претензии.
Если клиент полагает, что его права нарушаются, первое, что он должен сделать – направить претензии со своими требованиями.
Обращение к финансовому омбудсмену.
Если обращение в банк или страховую компанию не принесло желаемого результата, наступает следующая стадия – фин. омбудсмен. Заявление можно подать дистанционным способом.
Рассмотрение спора финансовым омбудсменом.
Услуга совершенно бесплатна. Лично присутствовать при этой процедуре не требуется. Спор будет разрешен в течение 15 дней. Если финансовая организация действительно виновна в нарушении прав клиента, то финансовый омбудсмен потребует устранить нарушение.
Обращение в суд
Эта стадия наступает, если результат рассмотрения дела финансовым омбудсменом не удовлетворил заявителя, или же финансовый омбудсмен отказался или же прекратил рассматривать обращение гражданина.
Если же со стороны потребителя не был соблюден досудебный порядок разрешения спора, то суд откажет в принятии дела к своему производству.
Следует отметить, что финансовый омбудсмен наделен правом выносить решения, которые подлежат принудительному исполнению. Это означает, что гражданин может получить специальное удостоверение и сразу предъявить его в службу судебных приставов для принудительного исполнения.